Поделиться в соц. сетях:





   


 

Видео лекции  Ольги Иосифовны Троицкой

Цикл бесед с А. Гордоном «Долго и счастливо: все о мужчине, женщине и семье».

 

Троицкая, Ольга Иосифовна - член московского общества семейных терапевтов и консультантов, более 20 лет психотерапевтической практики.

Основное направление – семейный психолог. Имеет десятилетний опыт работы в театре, где занималась вопросами психологического восприятия спектаклей подростками.

Цикл бесед с А. Гордоном «Долго и счастливо: все о мужчине, женщине и семье».

1.Как делают мальчиков см.>>

2.Муж и женщина см.>>

3.«Делай, как мы» (Родительские послания)

4.«Родословное древо – яблочко от яблони» см.>>

5.«С больной головы на здоровую» (Родителям – о детях)

6.Чужой среди своих – подросток в семье см.>>

7.Не в деньгах несчастье (Стать богатым, но счастливым)

8.Роли, в которые играют люди

9.От семьи не уйдешь (муж и жена или мама и папа?) см.>>

10.Голова против тела

11. «Гимнастика мозга» (Упражнения по снятию стресса для детей и взрослых)

Цикл бесед с А. Гордоном на DVD «Долго и счастливо: все о мужчине, женщине и семье». Изд. ООО «Дрофа», 2009-07-12

                                                    

 

 

 

Психологический вестник

                                          Темы родительского клуба

 

                                                                Настольные книги Родителя

 

Как помочь ребёнку освоить школьную жизнь.

     Для того чтобы ваш ребёнок спокойно и ровно адаптировался к школьной жизни необходимо ему помочь.  Во-первых, необходимо самим взрослым более или менее спокойно относиться ко всему, что связано со школьной жизнью вашего ученика. От ровного уверенного настроя родителей зависит многое. Дети очень чувствительны, им свойственно «заражаться» переживаниями взрослых.  

     Во-вторых, просто необходимо отрегулировать режим дня вашего школьника. Это нужно делать постепенно, так как резкая смена режима может привести к дополнительному стрессу. Поэтому постепенно укладывайте ребёнка всё раньше и раньше, незаметно приучая его к другому графику сна. Вообще ко сну надо относиться очень серьёзно, его продолжительность должна быть не менее 8-9 часов, а сам сон - достататгочно глубоким и ровным. Во время сна происходит переработка накопившихся информации и впечатлений за день. Здоровый сон является прекрасной терапией стрессов и перегрузок. Ваша обязанность в течение учебного года следить за соблюдением режима сна и бодрствования, а равно и в целом за режимом дня ученика. Да и вообще ребёнку просто необходимы твёрдо усвоенные определённые правила  поведения и распорядка дня, т.к. их наличие помогает ему ориентироваться в своих поступках, тем самым избавив от сомнений и чувства тревоги.

        Многие современные дети возбудимы, и гиперактивны  и усталость у них проявляется не снижением активности, а  наоборот повышением, ваша задача не допустить вечернего перевозбуждения.

      Забудьте о том, что вам предстоит тяжелая работа по совместному приготовлению домашних заданий. Прежде всего, ваша роль состоит в том, чтобы помочь маленькому ученику организовать время для выполнения домашнего задания. Находиться рядом, когда ребёнок учит уроки нужно, но не для того чтобы смотреть ему через плечо и контролировать каждое движение, а для того чтобы поддержать, ответить на вопросы, проследить чтобы был вовремя сделан перерыв. Из своего опыта хочется привести интересный факт: многие ребята при приготовлении домашнего задания хорошо работают, когда кто-то из  взрослых находится рядом, а как только мама, папа, бабушка или дедушка отлучаются, работа приостанавливается. Это связано с тем, что вашему малышу просто недостаёт общения с вами. И таким способом непроизвольно ребёнок компенсирует его нехватку. Уделите  на 30 минут больше времени на общение и на совместный досуг, и  вы увидите, как выполнение домашнего задания станет более эффективным.

        Постарайтесь внушить ребёнку, что уроки - это его дело, ибо учится он не для мамы и папы и не для бабушки с дедушкой. Родителям обычно кажется, что если не контролировать каждую написанную букву и цифру, то ребенок всё позабудет и ничего не сделает. Но в действительности это не так и подобное поведение родителей - прямой путь чтобы  отбить весь интерес к учёбе. Нет ничего страшного, если ребёнок ошибся или что-то сделал не так. Наоборот, это хороший момент, чтобы обсудить с ним его трудности и постараться помочь. Не пытайтесь быть учителем  при выполнении домашних заданий,  становитесь другом.                                                                                                                                       

        Не ставьте никаких условий, это приучает заниматься только ради чего-то. Учение из страха быть наказанным приводит к тому, что у ребёнка вырабатывается отвращение к учёбе и школе.  Ваша задача дать почувствовать школьнику, что он успешен, ведь только ощущение успеха, уверенности в своих силах определяет положительный настрой в учебной деятельности.

      Помогите маленькому ученику выстроить правильные отношения со своим классным руководителем.  Среди учителей бытует мнение -  как ребёнок относится к своему классному руководителю в начальной школе, так он будет относиться к родителям в старости. Учитель для ребёнка должен стать авторитетом, значимым взрослым, именно такая позиция поможет в успешности обучения. Не допустимы критические высказывания в адрес учителя при ребёнке - это может сформировать нежелательный образ учителя в представлении ребёнка, что отразится на его учёбе.

     Ещё одна важная обязанность родителей – быть в курсе отношений, которые складываются в школьной жизни. Не стоит при встрече ребёнка из школы сразу спрашивать, что ты получил? Более уместным будет спросить, что интересного произошло? или, что он новенького узнал? или какие наиболее приятные моменты запомнились? кому ты помог сегодня? с какими трудностями столкнулся? В начальной школе дети начинают учиться дружить, начинается дружба «по интересам». И совершенно понятно, что для такой дружбы интересы надо иметь! Ваша задача - помочь ребёнку обнаружить эти интересы: будет ли это кружок лепки, рисования, то ли силовые или хореографические секции, выбор велик, но не перегружайте ребенка, а следуйте за его увлечениями. Познакомьтесь с друзьями сына или дочери, поощряйте совместное проведение досуга, помогите в его организации.

      За каждым благополучным, успешным ребёнком «стоит» творческий и внимательный родитель.  Хочется пожелать вам терпения, сил, радостных минут гордости за успехи и достижения своих детей.

 

 

Развитие личности младшего школьника.


 

     Мотивационная сфера личностиядро личности. Что же движет ребёнком, какие желания у него возникают? Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких оценок.  Другие широкие социальные мотивы учениядолг, ответственность, необходимость получить образованиебыть грамотным», как говорят дети). Но они остаются только «знаемыми», по выражению А.Н.Леонтьева. Вот отметкареально действующий мотив. Мотивация неуспевающих детей специфичнаона отличается от мотивации их благополучных сверстников. При наличии сильного мотива получения отметки и мотива одобрения,  круг их социальных интересов сужен, что обедняет мотивацию в целом. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успехажелание хорошо правильно выполнять задание, получать нужный результат. И хотя она обычно сочетается с мотивом получения высокой оценки своей работы (отметки и одобрение взрослых), всё же ориентирует ребёнка на качество и  результативность учебных действий независимо от этой внешней оценки, тем самым способствуя формированию саморегуляции. Мотив достижения успеха, наряду с мотивом познания,- являются наиболее ценными мотивами, и их  следует отличать от престижной мотивации.

   Престижная мотивация, менее распространенная, чем мотивация достижения, характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделяться, быть первым. Это мощный двигатель развития отличника, однако индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным, искажают нравственную направленность личности таких детей. Необходимо отметить тот факт, что большинство детей из данной возрастной группы являются эгоцентриками, т.е.  для многих умение порадоваться за успех другого представляется сложным. Дети достаточно часто ревниво относятся к успехам  одноклассников, могут в тайне или открыто выражать свои негативные эмоции по отношению к успеху своего одноклассника. Иногда дети в тайне могут злорадствовать не успеху  своих сверстников. Такая эмоциональная направленность как раз и связанна с детским эгоизмом, с формирующейся самооценкой.

      Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенности общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность. В семьях, где  растут дети  с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребёнка, (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребёнок того заслуживает. Дети с пониженной (не обязательно очень низкой) самооценкой пользуются дома большей свободой, но свобода, по сутибесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу.   Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успеваемостью,  а обычно мало интересуются их занятиями и переживаниями.

         Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителейподдержание престижа, разговоры дома вращаются вокруг вопроса: «А кто ещё в классе получил пятёрку, послушаниеТебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты его школьной жизниВ школе из окон не дует?», »Что вам давали на завтрак?»), а  достаточно равнодушный вопрос  «Что было сегодня в школерано или поздно приведёт к соответствующему ответу: «Нормально».

         И всё же хочется вернуться к проблеме детского эгоизма. Если не воспитывать в ребёнке умение сопереживать, а равно и умение порадоваться за успех  другого, в будущем это может исказить личность, и сформировать определённый взгляд на взаимоотношение с людьми и своё поведение. «Друг познаётся не только в беде, но и в радости».

 

Как научить любить и быть любимым, как посмотреть на себя глазами своих детей, как сделать взаимоотношения в семье гуманными.


Семейная жизнь напоминает айсберг. Большинство людей видит лишь его малую надводную часть и обманывает себя, думая, что видит его целиком. Не зная всех тонкостей семейной жизни, можно направить ее опасным курсом.

По мнению прогрессивного американского психолога В. Сатир, основоположницы семейного консультирования, все успехи и неудачи в воспитании нового человека связаны с четырьмя основными психологическими явлениями.

Во-первых, это чувства и мысли человека по отношению к самому себе - самооценка.

Во-вторых, это способы, с помощью которых люди передают друг другу различную информацию, делятся переживаниями и соображениями, - способы коммуникации (способы и эффективность общения).

В-третьих, это правила, которых придерживаются и которым следуют люди в своей жизни. Они составляют некую совокупность, которую часто именуют семейной системой.

В-четвертых, это методы, с помощью которых семья осуществляет свои связи с другими социальными институтами, социальные  связи (школа, д.сад, кружки, театры, музеи, кинотеатры, и т.д.).

При всем разнообразии проблем семья, испытывающая боль, всегда характеризуется:  низкой самооценкой, ненаправленными, спутанными, неясными, в значительной степени нереалистичными и нечестными коммуникациями; ригидными, инертными, стереотипными, негуманными, не направленными на помощь другим и чрезмерно ограничивающими жизнь правилами поведения; социальными связями, либо обеспечивающими покой в семье, либо наполненными страхом и угрозой.

Для зрелых семей характерны такие качества: высокая самооценка; непосредственные, прямые, четкие и честные коммуникации; правила в этих семьях подвижны, гуманны, ориентированы на приятие, а члены семей способны к изменениям; социальные связи открыты и полны позитивных установок и надежд.

Когда в семье спокойствие, это мирное спокойствие, а не тревожное молчание или молчание от страха, это и не предостерегающее молчание. Когда в доме буря — это знак какой-то очень важной, значительной активности, а не попытка перекричать всех остальных.  Каждый член семьи уверен в том, что дома он может быть услышанным. Если же сейчас в семье почему-либо не до него, он прекрасно понимает, что дело именно в недостатке времени, а не в недостатке любви.

Люди в таких семьях с удовольствием прикасаются друг к другу, открыто выражая при этом свои чувства, совершенно независимо от возраста. Доказательства любви и заботы не ограничиваются только вынесением мусора, приготовлением еды или заработком. Люди проявляют свою любовь, открыто беседуя друг с другом и очень внимательно слушая, они могут быть прямыми, открытыми и честными, могут быть такими, какие они есть, и наслаждаться тем, что могут быть вместе.

Родители ощущают себя лидерами-вдохновителями, а не авторитарными руководителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим детям негативные оценки так же, как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться так же, как веселиться и радоваться… Их поведение не расходится со словами.

Родители в зрелых семьях знают, что изначально дети не могут быть плохими. Если ребенок ведет себя плохо, это означает только, что между ним и родителями возникло недопонимание или что самооценка ребенка угрожающе снизилась. Такие родители знают, что научиться чему-либо можно лишь в том случае, если у тебя высокая самооценка и ты чувствуешь, что окружающие также положительно тебя оценивают. Поэтому они, никогда не реагируют на поведение своих детей так, чтобы унизить их достоинство. Даже если с помощью наказания или унижения можно изменить что-то в поступках ребенка, это еще не будет истинным результатом. Настоящих изменений нельзя добиться так быстро и легко.

Когда нужно поправить ребенка, а все дети время от времени нуждаются в этом, зрелые родители спрашивают о том, что происходит, выслушивают их, стараются получше понять и вникнуть в их переживания, принимая во внимание естественное желание ребенка, учиться новому и быть хорошими. Все это помогает быть успешными воспитателями. Да и дети учатся на примере взрослых, повторяя то, что они делают.

Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, но способен просить в трудную минуту помощи от других, однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самооценкой внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор. И в этом ему помогает его интеллект

Важно также напомнить, что люди с высокой самооценкой тоже могут чувствовать себя не на высоте. Однако из-за этого они не считают себя безнадежными и не делают вид, что ничего такого не чувствуют. Они также не перекладывают свои переживания на других. Вполне естественно время от времени чувствовать себя не в лучшей форме. Это очень большая разница — обманываете ли вы себя, утверждая, что все в порядке, или признаете, что бывают нелегкие времена, с которыми вам необходимо справиться. Хотелось бы обратить ваше внимание на этот процесс преодоления трудностей.

Чувствовать себя не на высоте и не признаваться в этом — значит обманывать себя и других. Отрицая, таким образом, свои чувства, вы начинаете недооценивать и самих себя. Все остальное, что происходит с нами, часто является следствием такого отношения к себе.

Ребенок входит в мир без прошлого, без каких-либо представлений о том, как себя вести, без критериев самооценки. Он вынужден ориентироваться на опыт окружающих его людей, на  те оценки, которые они дают ему как личности. За первые пять или шесть лет он формирует свою самооценку почти исключительно на основе информации, которую получает в семье. Потом он идет в школу и на него начинают влиять и другие факторы, однако роль семьи по-прежнему остается очень важной. Внешние факторы, как правило, подкрепляют высокую или низкую самооценку, которую ребенок приобрел дома: уверенный в себе подросток справляется с любыми неудачами и в школе, и среди домашних; ребенок с низкой самооценкой, несмотря на все свои удачи, постоянно терзается сомнениями. Для него достаточно одной маленькой промашки, чтобы зачеркнуть все предыдущие успехи.

«Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить,
Дай мне силы изменить то, что я могу изменить, И дай мне мудрость научиться отличать одно от другого»

Рейнольд  Нейборо.

 

 Памятка для родителей при подготовке к экзаменам.

 Помощь ребёнку при подготовке к экзаменам. Все мы когда-то сдавали экзамены. Что такое экзамены в жизни человека? Самый ответственный и сложный период. Именно на экзамене подводится итог учебной деятельности каждого школьника. Для вас и ваших детей наступает волнующая пора - пора сдачи первых государственных экзаменов.

 В каждом 9-ом классе сейчас идет работа по психологической подготовке к сдаче экзаменов, в которую входит знакомство детей с правилами подготовки к экзаменам, приемами активизации памяти, быстрого и качественного запоминания, правилами поведения во время экзамена, психологического настроя на спокойную рабочую атмосферу во время экзамена, правилами и приемами снятия нервно-психического напряжения. Чтобы успешно сдать экзамен, детям необходимо хорошо подготовиться к нему. Кроме того, важную роль в подготовке детей к экзамену играет поведение их родителей. Помощь взрослых очень важна, поскольку ребенку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.

Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку—умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше.  

  1. Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность выпускника в сдаче государственной (итоговой) аттестации. Что значит – поддержать ребенка?
  • Верить в его успех.
  • Опираться на сильные стороны ребёнка.
  • Подбадривать, хвалить детей за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе. Чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
  • Избегать подчеркивания промахов ребёнка.
  • Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение ребёнку. Поддержку можно оказывать:
  • Добрыми словами, например: «Зная тебя, я уверен, что ты всё сделаешь хорошо!», «Ты знаешь это очень хорошо», «У тебя всё получится!», «Ты сможешь это сделать», «Я буду мысленно всегда рядом с тобой!»
  • Совместными действиями (присутствием при домашних занятиях ребёнка, совместными прогулками, совместными занятиями спортом)
  • Доброжелательным выражением лица, тоном высказываний, прикосновениями. В ходе подготовки к экзаменам родители нередко используют тактику запугивания. Такая тактика не повышает мотивацию, а создает эмоциональные барьеры, которые школьник не может самостоятельно преодолеть.

 

  1. Очень важно понять в какой помощи нуждается именно ваш ребёнок. Нужно спросить его об этом: «Как я могу тебе помочь?» Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка. Школьники часто волнуются, т.к. им кажется, что объем материала очень большой, и они не успеют все выучить к экзаменам.
  • Помогите распределить темы подготовки по дням, в составлении плана или расписания рабочего времени на период экзамена.
  • Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.

 

  1. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка для подготовки были различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка именно в форме тестирования, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных видов работ.

 

  1. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, это придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

 

  1. В экзаменационную пору основная задача родителей – создать гармоничную домашнюю среду!
  • Обеспечьте спокойную, уютную, рабочую атмосферу в доме.
  • Организуйте удобное место для занятия ребёнка. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность – достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.
  • Проследите, чтобы никто из домашних не мешал, не отвлекал ребёнка во время занятий. • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий – 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать.
  • Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада.

 

  1. Наблюдайте за самочувствием ребёнка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс. Признаки стресса: физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.). - эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам. - поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточный прием пищи), злоупотребление лекарствами, употребление алкоголя, курение.

 

  1. 7. Обратите внимание на питание ребёнка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как овощи, фрукты, рыба, творог, орехи, шоколад и т.д. стимулируют работу головного мозга.

 

  1. Особое внимание следует уделить режиму сна и бодрствования. Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо, чтобы ребенок хорошо высыпался. Не разрешайте детям учить целыми днями или ночами, так как это ведет к раздражительности, быстрой утомляемости, беспокойству. Полноценный 8-часовой сон обязателен! Причем, ложиться спать необходимо не позднее 22 часов, т.к. режим отдыха для центральной нервной системы наступает именно в период с 22.00 часов до 24.00 часов.

 

  1. Эмоциональный настрой играет важную роль при подготовке и прохождении ГИА и ЕГЭ, т.к. период экзаменов для большинства выпускников является очень тревожным. Особое значение в этот период имеет ваш собственный эмоциональный настрой. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей, может эмоционально "сорваться". Важно сдерживать отрицательные эмоции и демонстрировать ребенку спокойствие, терпение, доброжелательный настрой. Исключите повышенный тон, нервозность в общении со своим ребенком. Чутко реагируйте на его просьбы, если он обращается к вам за помощью или советом. Настраивайте детей на то, что у них все получится. В зависимости от сущности имеющихся у детей затруднений выделяют, так называемую группу риска. Задачи родителей: Для тревожных детей на предэкзаменационном этапе важно создание эмоционально спокойной, ненапряженной атмосферы. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности. Для неуверенных детей - создание ситуации успеха. Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций ("Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным"). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение ("Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?"). Для гиперактивных детей, испытывающих недостаток произвольности и самоорганизации - повышение значимости экзамена. Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Бесполезно призывать таких детей "быть внимательнее", поскольку это им недоступно. Для ответственных детей (отличники), старающихся соответствовать ожиданиям окружающих, снижение значимости экзамена: следует дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы. Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между "достаточным" и "превосходным". Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе детям можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения, и не нужно будет делать все подряд. Для астеничных детей очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: "Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал". Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать.

 

  1. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

 

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

  1. пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  2. внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают, ответ и торопятся его вписать);
  3. если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  4. если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Проявите мудрость и терпение! Ваша поддержка обязательно поможет ребёнку быть успешным!